Что и как мы лечим. Мегауретер.

Мегауретер (мегадолихоуретер, гидроуретер, уретерогидронефроз) —
значительное расширение мочеточника и коллекторной системы почки, вызванное
механической обструкцией пузырно-мочеточникового сегмента,
пузырно-мочеточниковым рефлюксом или недоразвитием стенок мочеточника.

Что такое мочеточник?

Мочеточники - парные трубчатые структуры в организме, которые соединяют и переносят мочу из почек в мочевой пузырь. В нормальном состоянии ширина мочеточника у ребенка от трех до пяти миллиметров (мм).

Что такое мегауретер?

Мегауретер представляет собой мочеточник, ширина которого больше, чем 10 мм. в диаметре, поэтому и используется термин "мегауретер" ("большой мочеточник»).

Какие бывают виды мегауретера?

В зависимости от причины развития различают нерефлюксирующий, рефлюксирующий и пузырнозависимый мегауретер.

- Нерефлюксирующий мегауретер
Нерефлюксирующий мегауретер развивается на фоне патологии мочеточника в дистальном (нижнем) отделе (диспластические изменения в мышечном слое, стеноз во внутрипузырном сегменте мочеточника и др.). Нарушение опорожнения мочеточника приводит к его значительному расширению и извитости, дилатации коллекторной системы почки, быстрому возникновению пиелонефрита.

- Рефлюксируюший мегауретер

Рефлюксируюший мегауретер возникает вследствие ПМР (пузырно-мочеточникового рефлюкса) грубого недоразвития пузырно-мочеточникового сегмента и полной несостоятельности антирефлюксного механизма.

Рефлюксирующий мегауретер протекает не столь тяжело, однако рефлюкс, являясь динамической обструкцией, с течением времени вызывает развитие рефлюкс-нефропатии, замедление роста почки, склеротические изменения почечной паренхимы. Присоединяющийся пиелонефрит ускоряет процесс рубцевания почки.

При двустороннем поражении довольно быстро появляются симптомы ХПН.

- Пузырнозависимая форма мегауретера

Пузырнозависимая форма мегауретера связана с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря и инфравезикальной обструкцией. В фазе наполнения мочевого пузыря мочеточники, особенно в дистальной части, значительно расширяются, а после мочеиспускания их диаметр уменьшается. Однако при выраженных нейрогенных нарушениях детрузора и инфравезикальной обструкции, сопровождающихся большим количеством остаточной мочи после опорожнения пузыря, эктазия мочеточников сохраняется.

Какие симптомы мегауретера?

В прошлом, большинство магауретеров были диагностированы во время обследования ребенка с инфекцией мочевыводящих путей . Но сегодня, в связи с широким использованием пренатального УЗИ плода , все больше случаев магауретера выявляется в пренатальный периоде и выглядят до рождения как гидронефроз или дилатации мочевых путей у плода. Т.к. мегауретер может вызвать тяжелые инфекции или обструкцию, которая приводит к повреждению почек, это вопрос здоровья является потенциально серьезным.
Расширение мочевыводящих путей может означать блокирование или обструкцию, но это не всегда так. В некоторых ситуациях, расширение мочеточников не может повлиять на почки вообще. Кроме того, многие пациенты с пренатальной
диагностикой мегауретера, могут не испытывать никаких симптомов, связанных с этим расширением мочеточника.

Как поставить диагноз мегауретер?

Если ваш ребенок часто переносит инфекции мочевыводящих путей , или другие симптомы, которые могут сигнализировать об этом состоянии, проконсультируйтесь с вашим .
Дальнейшие исследования является оправданными. Совместно с урологом или нефрологом Вам необходимо провести ряд тестов, чтобы исключить пороки развития и нарушения функции мочевыводящих путей. Они включают в себя:

- цистография (обычная, микционная). делается, чтобы определить наличие ПМР. Небольшой катетер вставляется через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь и контрастное вещество вводят в мочевой пузырь, выполняют два рентгеновских снимка. Подробнее http://pedurology.ru/roditeliam-diagnostika-tsistografiya-u-detey

- изотопное исследование (нефросцинтиграфия). Используется для оценки возможного препятствия, этот тест выполняется
путем введения радиоактивного вещества в вену, которое затем переносится в
почки. Хотя исследование дает данные о возможной блокировке, оно также дает врачам информацию о функции органа. Подробнее http://pedurology.ru/roditeliam-diagnostika-nefroctsintigrafia-radiotopnoye-issledovaniye

- внутривенного урография. Выполняется путем введения контрастного в-ва в вену и серии рентгеновских снимков брюшной полости.
Подробнее http://pedurology.ru/roditeliam-diagnostika-vnutrivennaya-ekskretornaya-urografiya

- магнитно-резонансная компьютерная томография:

Использование у маленьких детей ограничено из-за седации или общего наркоза.

Подробнее http://pedurology.ru/roditeliam-diagnostika-kompiuternaya-tomografiya

Мегауретер лечение.

Если исследования показывают препятствие или нарушение функции почек, вашему ребенку, возможно, потребуется операция, чтобы исправить проблему. Типичная операция при мегауретере называется реимплантации мочеточников . Если у ребенка нет инфекции мочевыводящих путей или снижения функции почек, с операцией торопиться не надо. Хирургия у младенцев технически сложна, так же существует большой процент детей "дозревающий" это состояние , и в последующем такие дети могут избежать хирургической коррекции.
Фото: везикоскопическая (лапароскопическая) операция при мегауретере.
Нерефлюксирующий мегауретер подлежит хирургической коррекции. Операция заключается в выделении дистального отдела мочеточника, устранении коленообразных изгибов и резекции патологически изменённого участка мочеточника. Затем в подслизистом слое формируют тоннель, через который мочеточник проводят и подшивают к слизистой оболочке. Таким образом создают новое везикоуретеральное соединение с антирефлюксным механизмом.

При рефлюксирующем мегауретере оперативному лечению должна предшествовать длительная подготовка, заключающаяся в разгрузке мочевых путей путём периодической катетеризации мочевого пузыря, назначения комплексной терапии для улучшения кровоснабжения и трофики почки и мочеточника. Методика оперативного пособия одинакова при любой форме мегауретера.

При пузырнозависимой форме мегауретера особое внимание уделяют коррекции функциональных нарушений мочевого пузыря и устранению инфравезикальной обструкции.

Что можно ожидать после лечения мегауретера?

Размер мочеточник не может улучшить сразу после операции.

Возможные осложнения операции - кровотечение, обструкция мочеточника и сохраняющийся или новый ПМР . Препятствие может произойти вскоре после операции или после длительного периода времени. К счастью, это осложнение встречается только в 5 процентах случаев, и это может потребовать дополнительного хирургического вмешательства.

Большинству пациентов следуют в течение ряда лет, проводить контрольный ультразвук , чтобы гарантировать, что состояние почек и мочеточника продолжает улучшаться.
Сканирование почек часто делается, чтобы гарантировать, что функция сохранена
или улучшилась, и что непроходимость устранена, так же возможно выполнение цистографии, чтобы убедиться, что рефлюкса нет.

Часто задаваемые вопросы:

Передается ли мегауретер по наследству?

В настоящее время точно не установлено, есть ли генетические связи.

Является ли операция всегда необходимой для лечения мегауретера?

Нет. Некоторые формы мегауретера могут улучшаться с течением времени без необходимости хирургического вмешательства. Тем не менее, важно, для предотвращения инфекции, наблюдение и контроль узи, ан. мочи.

Есть ли минимально-инвазивные способы лечения?

В настоящее время да. Может быть использована методика внутреннего стента или катетера, установленных через заблокированный участок мочеточника в качестве временной меры, чтобы улучшить дренирование почки. Часто, но только в раннем возрасте, этого бывает достаточно для хорошего результата. Так же используется лапароскопическая техника для выполнения подобных операций.

Могут ли быть проблемы в будующем, если мы ничего не делаем?

Возможно, да. Они включают в себя камни в почке, инфекции мочевыводящих путей , ухудшение функции почек, что требует, как минимум, системного контроля в динамике.

Если Вы хотели бы получить больше информации, пожалуйста, свяжитесь с нами или обратитесь к врачу для получения конкретных рекомендаций диагностики и лечения.

ЦИСТОГРАФИЯ ИЛИ УРОГРАФИЯ +

УЗИ ПОЧЕК ЭКСПЕРТНОГО КЛАССА ЗА 1 ДЕНЬ,

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 057/У - БЕСПЛАТНО, СУББОТА И ВОСКРЕСЕНЬЕ.

КОРРЕКЦИЯ РЕФЛЮКСА ПО ВМП - БЕСПЛАТНО.

По многим вопросам возможна онлайн консультация уролога -