Водянка оболочек яичка. Киста семенного канатика.

водянка яичка

Водянка оболочек яичка (гидроцеле) и киста семенного канатика (фуникулоцеле) - очень частые аномалии у детей; их развитие связано с нарушением инволюции вагинального отростка брюшины и семенного канатика и скоплением в его полости серозной жидкости.

водянка яичек у новорожденных

В случае необлитерации всего влагалищного отростка образуется сообщающаяся водянка оболочек яичка и семенного канатика. Если отросток закрывается в дистальном отделе, а проксимальный остается открытым и сообщается с брюшной полостью, речь идет о сообщающейся водянке семенного канатика. При отсутствии облитерации вагинального отростка только в дистальном отделе образуется водянка оболочек яичка. Когда происходит облитерация отростка в дистальном и проксимальном отделах, а жидкость скапливается в проекции семенного канатика, говорят о несообщающейся(изолированной) водянке оболочек семенного канатика, или кисте семенного канатика.

Причина:

В патогенезе развития водянки рассматривают следующие основные факторы, обуславливающие скопление жидкости в полости необлитерированного вагинального отростка брюшины: наличие сообщения с брюшной полостью, нарушение абсорбционной способности стенки вагинального отростка и несовершенство лимфатического аппарата паховой области. С возрастом ребенка, в силу облитерации вагинального отростка и созреванием систем лимфообращения и микроциркуляции возможно постепенное уменьшение и исчезновение водянки.
У детей старшего возраста и взрослых причинами возникновения гидроцеле и фуникулоцеле являются травма, воспаление, либо ятрогенные нарушения лимфатического аппарата яичка и его оболочек вследствие перенесенных оперативных вмешательств (операции по поводу варикоцеле, новообразований). Такие этиологические варианты водянки называют посттравматической, воспалительной и лимфостатической водянками соответственно.

Клиника и диагностика.

Водянка характеризуется увеличением половины, а при двустороннем заболевании - всей мошонки. При изолированной водянке яичка припухлость имеет округлую форму, у ее нижнего полюса определяется яичко. Сообщающаяся водянка проявляется мягкоэластическим образованием продолговатой формы, верхний край которого пальпируется у наружного пахового кольца. При натуживании это образование увеличивается и становится более плотным. Пальпация припухлости безболезненна. Диафаноскопия выявляет характерный симптом просвечивания. При клапанном характере сообщения с брюшной полостью водяночная опухоль имеет плотно-эластическую консистенцию, может достигать значительных размеров и вызывать беспокойство ребенка. Такую водянку называют напряжённой.
Киста семенного канатика имеет округлую или овальную форму, четкие гладкие контуры, подвижна, пальпация её безболезненная. Хорошо определяются ее верхний и нижний полюсы. Изолированная водянка оболочек яичка и семенного канатика не меняет своих размеров при натуживании или беспокойстве ребёнка.
Как правило, заболевание диагностируется с рождения, имеет ровное течение. В некоторых случаях наблюдается острое проявление заболевания, мошонка увеличивается в размерах в течение нескольких часов, водяночная опухоль приобретает плотно-эластическую консистенцию (становится напряжённой), вызывает беспокойство ребёнка. При пальпации беспокойство может усиливаться, т.е. в клинической картине отмечаются признаки болевого синдрома. Такую водянку называют остроразвившейся (островозникшей).

водянка яичка у ребенка

Рис. водянка оболочек яичка.

Водянку чаще всего приходится дифференцировать от паховой грыжи, а при остром течении заболевания – от ущемлённой паховой грыжи. При вправлении грыжевого содержимого слышно характерное урчание, сразу после вправления припухлость в паховой области исчезает. При несообщающейся водянке попытка вправления не приносит успеха. Большие трудности возникают при дифференциальной диагностике остро возникшей кисты с ущемленной паховой грыжей. В таких случаях часто прибегают к оперативному вмешательству с предварительным диагнозом "ущемленная паховая грыжа". Дополнительным методом исследования, позволяющим провести дифференциальный диагноз, является УЗИ. Метод позволяет определить характер содержимого и, иногда, проследить наличие сообщения с брюшной полостью.

водянка яичка фото

Лечение.

Поскольку на протяжении первых 2 лет жизни возможно самоизлечение и водянки и кисты семенного канатика за счет завершения процесса закрытия влагалищного отростка, до этого возраста предпочтительной является выжидательная тактика лечения. Исключение, в некоторых случаях, составляет островозникшая киста семенного канатика. В этом случае методом первичного выбора (при подтверждённом диагнозе) является пункция водяночной опухоли, жидкость эвакуируется, накладывается суспензорий или давящая повязка. Пункционное лечение может выполняться многократно. Но, как показывает собственный опыт, если 3 кратная пункция оболочек яичка или семенного канатика не принесла отчётливого эффекта, а водянка яичка рецидивирует напряжённым скоплением жидкости в оболочках яичка – в таком случае предпочтительной является активная хирургическая тактика.
При сообщающейся водянке применяют операцию Росса, цель которой - прекращение сообщения с брюшной полостью и создание оттока для водяночной жидкости. Через паховый доступ вагинальный отросток мобилизовывают и перевязывают у внутреннего пахового кольца и частично удаляют с оставлением в собственных оболочках яичка отверстия, через которое водяночная жидкость выходит и рассасывается в окружающих тканях.
При изолированной водянке оболочек яичка лечение также может быть начато с пункции водянки. При неэффективности – показано хирургическое вмешательство.
В качестве оперативного пособия наиболее популярным являются операция Бергамана, выполняемая через мошоночный доступ. При операции Бергмана наружный листок вагинального отростка брюшины иссекается, осуществляется тщательный гемостаз, яичко погружается в мошонку и ушивается наглухо.
При кисте семенного канатика большинство специалистов предпочитают выполнение оперативного вмешательства – радикальное иссечение кисты через паховый доступ.

Если Вы хотели бы получить больше информации, пожалуйста,

свяжитесь с нами или обратитесь к врачу для получения

конкретных рекомендаций диагностики и лечения.

This website is protected by RSFirewall!, the firewall solution for Joomla!

Поблагодарите медиков

Пишите:

+7 (977) 692-52-77

Новости урологии

Постоянно   действующий семинар для детских хирургов АМБУЛАТОРНЫХ центров  г.Москвы

Общество детских

хирургов г. Москвы

VI Всероссийская школа по детской урологии андрологии

2017 г.